"Звезда, которую вы не заметили"

на главную   закрыть

   Давно уже не вызывает сомнений, что подлинную популярность и известность актеру приносит только кино. Кто знал о ролях Михаила Боярского в театре имени Ленсовета до «Д’Артаньяна и трех мушкетеров» и «Собаки на сене»? Кто видел работы Константина Райкина в «Современнике» до «Труффальдино из Бергамо»? Небольшая группа московских и ленинградских театралов, до сих пор, кстати, убежденная, что ни тот, ни другой в кино себя не реализовали. Но времена застоя миновали. Где нынешним зрителям увидеть отечественных актеров? В кинотеатрах в присутствии горстки зрителей голливудский боевик сменяется голливудской же эротикой, а та в свою очередь уступает место комедии, сделанной если не в США, так в Италии или Франции. А многочисленная телевизионная аудитория обречена на бесконечные мыльные оперы, слепленные в Латинской Америке.
    Вот и получается, что нынешнее поколение зрителей, живущее не в бывшей столице нашей родины Москве, о появившемся за эти годы поколении актеров знает понаслышке либо не знает вовсе. Да что зрители! Критикам не легче. Я думала об этом, читая рецензии на спектакли гастролирующего у нас Московского театра Ленком. Спасибо банку Кредит-Днепр, сумевшему расшевелить наше сонное болото, заставившего жителей Днепропетровска заговорить не только о ценах на продукты и не функционирующем , но зато теперь снова платном транспорте. Ленком каждый день играл при аншлаге и, будь спектаклей вдвое больше, на них и тогда вряд ли попали бы все желающие.

    Но я, собственно, не об этом. После открывавшего гастроли спектакля «Безумный день, или женитьба Фигаро» в местных газетах, как водится, появились рецензии, в которых наши критики дружно хвалили Александру Захарову, а также предлагали нам обратить внимание на ее партнеров, суля им большое будущее. По отношению к Наталье Щукиной и, отчасти, к Александру Лазареву-младшему это, пожалуй, верно. А вот что касается исполнителя заглавной роли – Дмитрия Певцова… Дело все в том, что Дмитрий Певцов отнюдь не молодой актер, у которого все еще впереди и есть шанс когда-либо стать звездой. Он уже звезда. Звезда для театральной Москвы, но яркая и теперь лишь прибавляющая в своем блеске. Хотите, я расскажу вам о нем? Расскажу о звезде, которую вы не заметили?
    После окончания ГИТИСа (теперь РАТИ) Дмитрий Певцов был приглашен в театр на Таганке его тогдашним главным режиссером Анатолием Васильевичем Эфросом и вскоре играл Ваську Пепла в «На дне» Горького в очередь с Валерием Золотухиным. Эфрос репетировал с ним и главную роль в мольеровском «Мизантропе», но затем решил, что Дмитрий слишком молод для роли Альцеста. Тот не должен был отличаться тем юношеским максимализмом, характерным тогда для актера. В то же в театре на Таганке Роман Григорьевич Виктюк ставил для Аллы Демидовой «Федру» М. Цветаевой. На главную мужскую роль Виктюк выбрал Певцова. Роль была достаточно странной, спорной и не сразу понятной, соединяла в себе тексты нескольких персонажей, названа была Кормилица, но выражала скорее второе (темное) «я» Федры. Певцов признается, что именно Виктюк открыл в нем того актера, которым он стал впоследствии, помог разобраться в себе самом. Эта роль принесла Дмитрию известность. Непросто было не только не потеряться на сцене рядом с Аллой Демидовой, но и создать с ней вполне равноправный ансамбль.
    Казалось бы, для молодого актера все решено, перед ним ясная и широкая дорога к славе. Но… Умер Эфрос, актеры Таганки избрали своим главным режиссером Николая Губенко, который вскоре объявил свою творческую программу: театр будет восстанавливать спектакли Юрия Любимова, снятые с репертуара в разные годы по не всегда оправданным причинам, а также бороться за возвращение Мастера в родные стены. Тогда Губенко обещал, что после приезда Любимова тут же уступит ему кресло главного режиссера, которое он занял исключительно «по просьбе трудящихся». Итак, Губенко принялся за претворение своей программы в жизнь. На сцене снова появились спектакли Любимова, правда, при этом, как бы невзначай, стали исчезать постановки Эфроса. А что же Певцов? Нет, о нем не забыли, его не обошли. В восстановленной «Матери» М. Горького он играл Павла Власова, в многочисленные заграничные поездки театра он попадал.
    И вот тут он совершил поступок, на который редко отваживаются люди постарше. Возможно, тот юношеский максимализм, отмеченный Эфросом, возможно, что-то еще, но в газете «Московская правда» появилось письмо Дмитрия Певцова, в котором он подвергал сомнению целесообразность творческой декларации Губенко, предлагал не реанимировать спектакли, пусть шедевры, но шедевры прошлых лет, зачастую утратившие свежесть и остроту, придававшие им в свое время ту самую скандальность, из-за которой их и сняли три, пять, десять или пятнадцать лет назад. Дважды в одну реку не входят. Слишком многое изменилось в нашей жизни за эти годы (письмо было написано в октябре 1988-го). Да, режиссер часто возвращается к прежним своим работам, ставя ту же пьесу дважды, а то и трижды, но при этом он не воспроизводит слепо одно и то же, а ставит ее заново. Путь же Губенко, предусматривающий механическое повторение спектаклей Любимова, - бесперспективен. Да, нужно бороться за возвращение Любимова на пост главного режиссера, за то, чтобы он вновь ставил на сцене Таганки, но сейчас не лучше ли обратиться к новым постановкам. Ведь столько появилось возможностей, столько пьес.
    Письмо произвело эффект разорвавшейся бомбы, вдвойне сильный, ведь бомба разорвалась непосредственно в стенах театра. Сразу несколько газет устами маститых театральных критиков и журналистов бросились объяснять молодому актеру, как он неправ. В приводимых «откликах читателей» его тоже скорее осуждали. Впрочем, сам Певцов признается, что выслушал в те дни больше похвал, больше добрых слов, чем за любую свою актерскую работу. Мне интересно, что теперь сказали бы те критики, когда бывший любимый ученик Любимова Губенко не на жизнь, а на смерть борется с учителем за здание театра. Борьбу за актеров они уже завершили.
    Похоже, что Певцов тогда оказался прозорливее многих. Но с Таганки он тогда не ушел. И еще три сезона продолжал играть и «На дне», и «Федру», попутно снимаясь в фильмах, которые уже тогда нечасто попадали на экраны, самым известным среди них была поставленная Панфиловым «Мать». Певцов сыграл здесь Якова Сомова, получив за эту роль приз за лучшую мужскую роль на кинофестивале в Италии.
    А затем Панфилов пригласил его в еще одну свою постановку, на сей раз театральную. За несколько лет до этого на сцене Ленкома он поставил «Гамлета» с Олегом Янковским в заглавной роли. Спектакль получился неоднозначным и удостоился в целом не слишком благоприятных рецензий. И вот теперь Панфилов решил сменить исполнителей основных ролей: Янковского, Збруева и Абдулова на Певцова, Лазарева-младшего и Виктора Ракова соответственно. То ли молодые актеры больше соответствовали режиссерскому замыслу, то ли Панфилов сделал определенные выводы из критических статей, но «Гамлет» словно обрел второе дыхание, да и мнения критиков уже не были столь категоричны. Спектаклю, вероятно, была суждена долгая жизнь, и лишь пожар в Ленкоме, в огне которого погибли весьма дорогие костюмы смог ее прервать. А главный режиссер Ленкома Марк Анатольевич Захаров уже начинал репетировать «Безумный день, или женитьбу Фигаро», где заглавную роль… Впрочем, это вы знаете. Но «Безумный день…» не последняя премьера театра. В октябре Ленком показал чеховскую «Чайку» с Чуриковой – Аркадиной, Янковским – Тригориным, Захаровой – Заречной, Броневым – Дорном. Роль Треплева в этом спектакле Захаров поручил Дмитрию Певцову, и, поверьте, не ошибся.
    Говорят, что организаторы вполне удовлетворены нынешними гастролями и ведут переговоры о следующем приезде Ленкома летом будущего года. Может быть, они привезут нам и «Чайку». Может быть, что-нибудь еще. А на телевидении Сергей Жигунов снимает 52-хсерийную экранизацию романов Дюма «Королева Марго» и «Графиня де Монсоро», где Певцов играет Генриха Наваррского. Будем надеяться. Что мы еще увидим Дмитрия Певцова на сцене или хотя бы на телеэкране. Постарайтесь увидеть. Увидеть звезду, которую сейчас вы просто не заметили.

Елена Богуславская

на главную   закрыть

реклама: Отделка квартир.; ;Онлайн калькулятор на сайте child-happy.com поможет рассчитать день овуляции.